Нового «Бэтмена» мы в обозримом будущем не увидим, и это печально: зарубежные критики и зрители расхваливают картину на все лады. Да, цифровой релиз назначен уже на 19 апреля, и в тот же день фильм гарантированно спиратят (осуждаем, но сдержанно), но посмотреть-то хочется уже сейчас, и не кривую экранку. Понимаем, сочувствуем, а потому подготовили список того, чем можно компенсировать дефицит «Бэтмена» в организме уже сейчас. Ни трилогии Нолана, ни фильмов Бёртона вы тут не найдёте: это уж слишком очевидно. Но зато мы включили ленты, которыми вдохновлялся режиссёр Мэтт Ривз, близкие по духу экранизации комиксов, а заодно самые атмосферные анимационные полнометражки про готэмского защитника.
«Семь»
Начнём с наиболее очевидного. Стоило только выйти первому тизеру «Бэтмена», как со всех сторон посыпались сравнения с культовой лентой «Семь» Дэвида Финчера, причём небезосновательные. Её влияние чувствуется и в по-особому тёмной картинке, и в сюжетной завязке: маньяк с комплексом мессии карает «грешников», попутно вовлекая сыщиков в свою изощрённую игру. Ну а что? Пример для подражания более чем достойный: в далёком 1995-м Финчер и сценарист Эндрю Кевин Уокер создали образцовый неонуар, при этом незаметно подменив основной жанр. Вместо обычного детектива про ловлю серийного убийцы они выдали притчу о том, как зло порождает зло и отравляет всё вокруг себя. Дождливый безымянный город пропитан им до основания: порок таится в прокуренных борделях, на страницах дневника безумца, в равнодушных глазах обывателей. По сути, это все тот же Готэм, только неона поменьше, а вместо миллиардера в плаще — уставший детектив пенсионного возраста.
«Зодиак»
Создатели «Бэтмена» не скрывают, что новый образ Загадочника навеян не столько комиксами, сколько реальными событиями, а именно преступлениями серийного убийцы по прозвищу Зодиак, который орудовал в Сан-Франциско в 1960-1970-х. У того позаимствовали и маску с очками, и характерный символ, и страсть к ребусам. И как удачно, что у того же Дэвида Финчера уже есть фильм про охоту на психопата-шифровальщика — увы, безуспешную, но напряжённую. В отличие от «Семи», «Зодиак» гораздо сдержаннее в визуальном плане, так как основной целью режиссёр ставил максимальную историческую достоверность. Однако это всё равно чертовски стильное кино, украшенное в придачу великолепными актёрскими работами Джейка Джилленхола, Роберта Дауни-мл. и Марка Руффало.
«Китайский квартал»
К началу 70-х нуар заглох и заржавел, покрылся коростой из всем известных штампов. Циничный сыщик, коварная femme fatale, заговоры и предательства — все эти знакомые элементы уже не тревожили, а скорее успокаивали зрителя. Тогда режиссёр Роман Полански и сценарист Роберт Таун решились разбавить жанровые клише неприглядной правдой жизни — так на свет появился «Китайский квартал», один из самых почитаемых фильмов так называемого «нового Голливуда». Именно после этой картины, а также чуть обогнавшего её «Долгого прощания», нуар обзавёлся приставкой «нео». Всё в «Китайском квартале» казалось знакомым, но лишь на первый взгляд. Роковая красотка, которая по законам жанра обязательно должна воткнуть нож в спину детектива, оказывалась невинной жертвой; запутанная мошенническая схема служила лишь отвлекающим манёвром — разгадка центральной интриги была тривиальной, но от того не менее трагической. А в погоне за истиной герой Джека Николсона как бы между прочим выяснял, что Лос-Анджелесом, как и любым большим городом, правит «крысиный король» — сборище откормленных и кровожадных тварей, безнадёжно сросшихся хвостами. Замахнёшься на одну — накинутся остальные. И, судя по тому, что мы знаем о «Бэтмене», ровно с таким же положением дел Брюсу Уэйну предстоит столкнуться в Готэме.
«Джокер»
Не подумайте, с «Джокером» Тодда Филлипса картина Мэтта Ривза никоим образом не связана сюжетно. Но вот концептуально — больше, чем вы подозреваете. Фактически обе ленты родились из одного нереализованного проекта режиссёра Даррена Аронофски: мрачной, сверхприземлённой версии «Бэтмена», которую он предлагал Warner Bros. ещё в начале нулевых. Он видел историю Тёмного рыцаря криминально-социальной драмой в духе «Таксиста» без каких-либо фантастических элементов и с минимумом экшена. Вместо мудрёных гаджетов кулаки, вместо вычурного бэт-мобиля — самодельный маслкар. А на главную роль Аронофски хотел взять кого-нибудь в меру известного, но совершенно не блокбастерного, кого-нибудь вроде… Хоакина Феникса. И это двадцать лет назад! Конечно, студийных боссов такой радикальный подход напугал, и они предпочли более мейнстримный и компромиссный вариант Кристофера Нолана. Но, как мы видим, ничто не исчезает без следа, и как минимум половина тех задумок нашла своё отражение в «Джокере». Так что если вы всё это прочли впервые, то у вас есть повод пересмотреть фильм Тодда Филлипса под новым углом.
«Сорвиголова»
Единственный сериал в нашей подборке, но при этом, пожалуй, самая очевидная альтернатива новому «Бэтмену». Укладываясь нолановский в тренд на реализм, «Сорвиголова» тем не менее остаётся верным себе. А всё потому, что комиксы про слепого адвоката испокон веку (ну, точнее, с 80-х) были нуарнее некуда, так что и менять почти ничего не пришлось. Нью-йоркская Адская кухня отличается от Готэма тем же, чем Мэтт Мёрдок отличается от Брюса Уэйна: она беднее. Преступники здесь не носят вычурных костюмов и масок, но творят свои тёмные дела, никого не боясь, а самым страшным злодеем оказывается бескомпромиссный делец. В мрачности и брутальности «Сорвиголова» иной раз заходит дальше, чем любой другой фильм или сериал на супергеройскую тему, особенно в третьем сезоне. Но при этом история не скатывается в безнадёжную чернуху: положительные персонажи и впрямь положительны, и даже в антагонистах нет-нет, да и проглядывает что-то человеческое. Тематически и структурно все три сезона заметно рифмуются с трилогией о Тёмном рыцаре, что неудивительно: это всё тот же «путь героя» по Кэмпбеллу. Но из сонма прочих комиксовых экранизаций «Сорвиголову» выделяет высочайшее качество исполнения. Ничего лучше Marvel так до сих пор и не выпустила ни на больших экранах, ни на малых.
«Майор Гром: Чумной доктор»
Нет, это не шутка. У первого российского кинокомикса и нового блокбастера про человека-нетопыря и впрямь парадоксально много общего. Готичный мегаполис — есть. Вечно хмурый детектив-одиночка, склонный к излишней агрессии, — есть. Усатый полицейский, который сквозь пальцы смотрит на его выходки и выгораживает перед начальством, — есть. Обаятельная авантюристка, преследующая собственные интересы, — есть. Наконец, стример-линчеватель, желающий отправить весь город в тартарары, — тоже есть. Поменять даты релиза местами, и диванные критики уже обвиняли бы режиссёра Олега Трофима в плагиате. Но нет же: «Майор Гром» вышел год назад. Более того, комикс, по которому он снят, скоро отметит десятилетие. Конечно, это не значит, будто в этот раз DC взяла и спёрла сюжет у Bubble. Просто сценаристы черпали вдохновение из одних и тех же источников: в титрах «Чумного доктора» даже прописана отдельная благодарность Дэвиду Финчеру и Кристоферу Нолану. При этом по тону «Майор Гром» ближе скорее к «Бэтменам» Бёртона и Шумахера: весь нуар здесь понарошку и разбавлен «батиными» шутками. Что, впрочем, не делает картину хуже.
«Бэтмен: Год первый»
Откровенно говоря, тот Бэтмен, которого многие из нас знают и любят, появился вовсе не в 1940-х, как принято считать, а в 1980-х, когда персонажа и его окружение фактически переизобрёл комиксист Фрэнк Миллер. Именно его стараниями Готэм превратился в филиал ада на земле, а бесстрашный крестоносец в плаще стал психологически травмированным отшельником, ведущим безнадёжную борьбу за душу родного города. Графический роман «Год первый» детально показал, с чего началась эта борьба. Именно им вдохновлялись и Бёртон, и Нолан, и Мэтт Ривз, но лишь в 2011 году легендарный комикс получил прямую экранизацию. Правда, анимационную. Часовой мультфильм обращается с первоисточником максимально бережно и переносит его на экран почти покадрово, сопровождая атмосферной музыкой Кристофера Дрэйка — композитора Batman: Arkham Origins и дилогии Injustice. Примечательно, что Брюса в «Годе первом» озвучил Бен Маккензи — молодой Джим Гордон из сериала «Готэм». Ну а самому будущему комиссару голос подарил, вероятно, лучший возможный кандидат на эту роль: звезда «Во все тяжкие» Брайан Крэнстон.
«Бэтмен: Долгий Хэллоуин»
Немало элементов сценаристы нового «Бэтмена» почерпнули и из знаменитой арки «Долгий Хэллоуин». Там пока ещё начинающий, но уже известный мститель тоже идёт по следу загадочного серийного убийцы, который систематически выкашивает криминальных шишек Готэма. И чем больше гангстеров гибнет, тем яснее становится, что город изменился навсегда: теперь в нём правят бал не степенные доны мафии, а ряженые фрики. «Долгий Хэллоуин» — самый известный и самый закрученный детективный сюжет в истории комиксов про Тёмного рыцаря. Как раз в прошлом году он тоже обзавёлся анимационной экранизацией, причём аж в двух частях. Качество рисовки в ней на голову выше, чем в подавляющем большинстве полнометражных мультфильмов DC, а из Дженсена «Дина» Эклса внезапно получился отличный Бэтмен. Кстати, длятся обе части суммарно около трёх часов — прямо как фильм Мэтта Ривза.
«Бэтмен: Маска Фантазма»
«Бэтмен» Брюса Тимма и Эрика Радомски — не просто один из лучших мультсериалов в истории, но и одна из лучших адаптаций вообще. Расхваливать его можно долго, да и вообще вместо просмотра всего вышеперечисленного вы можете просто устроить марафон: из 85 эпизодов почти ни один не устарел, и шоу до сих пор смотрится на ура, сколько бы лет вам ни было. Но если вы не готовы к столь продолжительному погружению в ностальгию, то можете ограничиться полнометражной «Маской Фантазма», в которой все достоинства сериала не просто представлены во всей красе, но даже улучшены. Как-никак, это первый и — до недавних пор — последний мультфильм DC, получивший кинотеатральный прокат (и с треском в нём провалившийся). А потому и анимация плавнее, и размах больше, и шедевральный саундтрек Ширли Уокер звучит в сопровождении хора, от чего мурашки бегут по спине. Но главное — это сюжет. На время освободившись от гнёта телевизионной цензуры, команда выдала настоящий детективный триллер, в котором злодеи, внимание, убивают людей (!!!), причём подчас весьма изобретательными методами. Нет, кровища с экрана не хлещет, и всё каким-то образом укладывается в рейтинг PG, но совсем юную аудиторию «Маска Фантазма» способна травмировать в считанные секунды. Ну а фанаты постарше до сих пор считают её одной из лучших историй про Тёмного рыцаря.