Читатели «Игромании» и «Канобу» назвали ATOM RPG Trudograd лучшей ролевой игрой прошлого года на LUDI Awards, и мы не могли не поговорить с Александром Компанец, сооснователем Atom Team и ведущим геймдизайнером ATOM RPG и «Трудограда» (при этом скоро выйдут и другие интервью!). Мы пообщались как об ATOM RPG и Trudograd, так и о происходящем в игровой индустрии и NFT, инди-разработчиках и стремлении к независимости, государственном спонсировании игр и просто любимых проектах — классических и современных. Кроме того, Александр даст несколько важных советов начинающим разработчикам!
Поздравляем с победой в номинации «RPG года». В 2021 было много ролевых и в целом сильных игр. Как вы считаете, почему в данной номинации аудитория выбрала вас? Сложно сказать. Во-первых, стоит напомнить, что в прошлом году на LUDI Awards мы взяли с «Трудоградом» премию «Наша игра года». В этом году, я думаю, «Нашей игрой года» станет Pathfinder: Wrath of the Righteous. Я голосовал за них. И учитывая, что слишком много было бы им взять и «RPG года», то игроки решили поделить по справедливости. Поэтому мы и победили. И сделали неплохую игру, как мне кажется. В этой же категории была Black Book, и это потрясающая штука. Я в большом восторге. Но игрокам, наверное, виднее. Связываете ли вы это с тем, что наши игроки давно мечтали о «российском Fallout»? Этот вопрос для меня достаточно провокационен. Меня всегда спрашивают: «а о чем вы думали, когда создавали русский Fallout?». Я всегда отвечаю: «мы никогда не делали русский Fallout». Мы далеки от того, чтобы быть нашим ответом на что-то. Мы делали ATOM RPG. Да, мы подглядывали. Но авторских идей в ATOM RPG и «Трудограде» довольно много и без этого. Мы смотрели не только на Fallout, но и на Arcanum, на Baldur’s Gate, на целую кучу игр. Возможно, сообщество действительно видит в нас наш ответ на что-то. Но мы, надеемся, больше авторский проект, нежели калька или копия. Но, с другой стороны, если часть игроков думает, что мы русский Fallout, почему бы и нет? Если им нравится сама игра, хуже от этого не становится, правильно? Видно, откуда идёт вдохновление, но это эволюция идей. Всё же Fallout — игра 90-х годов… Могу сказать, что ATOM RPG примерно из тех же годов по своей концепции. В нашей основной команде, работавшей сначала над «Атомом», а потом и над «Трудоградом», 11 человек. И мы все примерно одного возраста, мы все росли на одних и тех же играх. И так получилось, что почти для всех основной жанр — RPG. И когда у тебя в 8-9 лет появляется компьютер, что ты видишь? Видишь «Готику», видишь Fallout, видишь потом последующие части… И когда ты начинаешь работать в геймдеве, спрашиваешь себя: «что бы хорошее и светлое из воспоминаний мне бы хотелось превзойти?». И отвечаешь: «мы сделаем лучше, чем Arcanum и Baldur’s Gate». Вряд ли у нас получилось сделать лучше. Но как минимум хорошо сделать у нас получилось. И повторить в какой-то мере успех таких великих студий как Black Isle Studio и Troika Games — это реально успех. Как минимум для небольшой, никому не известной студии из СНГ.
Насколько сильно помогало комьюнити при работе над «Трудоградом»? Влияли ли игроки на определенные решения, в чем-то помогали? В нашем случае комьюнити всегда работает. Ещё со времён «Атома» мы всегда тесно работали с сообществом. Вводили какие-то идеи, часто перебалансировали игру, меняли квесты. То же самое и с «Трудоградом». Игроки довольно активно принимали участие и помогали. Довольно сложно выделить конкретные вещи, но недавно у нас вышел карточный «Бомбаган». И в основном именно сообщество продавило у нас эту самостоятельную версию. Мы её сделали просто потому, что хотели свою карточную игру. Причем не коллекционную, это не «Гвинт» или Hearthstone. Это просто карточная игра вроде «Дурака», но с чуть более сложными правилами. И сообщество нас буквально взяло на абордаж, требуя, чтобы мы выпустили игру отдельно. Мы её выпустили. И, к нашему удивлению, она вполне популярна. Конечно, она нам ничего не принесет, потому что она абсолютно бесплатна, там никакого доната и всего такого. Просто карточная игра. Но люди играют. Значит, наверное, мы что-то делаем правильно. Планируете как-то развивать «Бомбаган»? Развивать планируется, разумеется. Но надо понимать, в каком направлении. И всё упирается в бюджет. Делать его платным или вводить донаты мы не хотим. Но для поддержки нужны люди, а это зарплата, время. Поэтому мы находимся на развилке. С одной стороны, мы изначально хотели, чтобы не было перегибов с донатом, а лучше вообще без донатов, а с другой стороны, чтобы поддерживать команду, возможно, что-то такое придумать придется. Но пока что мы просто собираем обратную связь, готовим патч. Потому что есть некоторые проблемы, с балансом есть некоторые сложности. Поэтому пока мы больше думаем над технической частью. Но и над развитием подумать тоже придется в свое время. Как для вас прошёл 2021 год? И как вообще прошла разработка «Трудограда» в условиях пандемии? С одной стороны, мы были в некоторой безопасности, поскольку мы начали работать удаленно ещё до того, как это стало мейнстримом. У нас студия так и появилась: мы просто люди с разных концов СНГ, которые объединились для совместной работы… Но были и сложности, поскольку некоторые участники нашей команды переболели ковидом. Я в том числе. И это внесло свой эффект. Потому что когда некоторые люди выпадают из разработки на 2-3 недели, это влияет на всю команду. Кроме того, ещё и усталость накапливается, какие-то между собой тёрки начинаются. Плюс странная ситуация в мире. Но я считаю, что мы прошли довольно хорошо 2021 год. В конце концов, мы выпустили игру в релиз, пусть и с некоторой задержкой. Нам повезло, что всё неплохо. «Трудоград» же изначально планировался как дополнение для оригинального «Атома»… Он планировался как небольшое дополнение на 5-6 часов. Но когда мы начали работать над «Трудоградом», мы поняли, что это хорошая платформа, чтобы отработать разные идеи и технологии. И у нас очень сильно выросла графика, дизайн уровней, звуки… Мы поработали над всеми аспектами очень основательно. Конечно, с переосмыслением формата «Трудограда» пришли некоторые изменения. У нас пропало свободное передвижение по глобальной карте, как было в «Атоме». Не всем игрокам это понравилось. Мы забрали большой пласт, важную для игроков часть. У них пропала возможность заниматься таким исследованием, как раньше. Зато контент стал куда более концентрированным. И это тоже дало свой эффект. И я думаю, что в будущем, над какой игрой бы мы ни работали, а у нас есть некоторые задумки, мы будем придерживаться аналогичной концепции. У нас наверняка будет большая глобальная карта, которую можно будет исследовать, но в рамках города будут аналогичные районы, и там будет линейное передвижение от района к району.
Планируется ли расширить «Трудоград» сюжетными дополнениями? Или дать возможность выйти за пределы текущего мира? Хороший вопрос. Мы продолжаем выпускать контент. Например, появится «свой угол»… В первой игре была своя база, где нужно было потратить кучу рублей. Что-то подобное? В «Трудограде» будет жестче. Я очень долго работал над этой локацией. Она получилась довольно клёвой. Там можно будет даже всё обставлять на свой вкус, покупать какой-то визуал. Будет ли с этим связана какая-то дополнительная сюжетная линия? Мы над этим думаем. И у нас есть некоторые проделанные шаги в этом направлении. Мы придумали концепцию собственной базы игрока. Это будет свой дом с участком. В городе с многоэтажным строительством мы найдем одноэтажный домик, который нужно будет улучшать и защищать, потому что есть люди, которым не нравится, когда кто-то живет лучше, чем они. Также мы готовим контентное обновление, в котором появится очередной бункер. Потому что нам игроки об этом говорили. Что по сравнению с «Атомом» в «Трудограде» довольно мало мест, где можно было бы раскрыть довоенную историю мира, столкнуться с какими-то секретами. Мы слушаем наше сообщество, и подобная локация появится, но подробностей о ней не будет. И ещё у нас со времен разработки «Трудограда» осталось несколько локаций, которые мы не задействовали. Это очень маленькие локации, подземелья… скорее, даже подвальчики, и нечто подобное. И их мы тоже хотим заполнить. И с ближайшим контентным обновлением мы хотим их отдать игрокам. Это будут локации или какие-то дополнительные квесты для игроков? Да. Добавлять именно сюжетные задания мы не будем, потому что по сюжету мы рассказали всё, что хотели. Но расширять лор и дополнительные задания стоит и дальше. И после текущего обновления мы подумаем, в каком направлении развиваться дальше. Потому что впереди у нас мобильная и консольная версии «Трудограда». И над ними тоже нужно начинать более активно работать. Есть ориентировочные сроки, когда это может быть? Я бы сказал, что это 2022 год. Но до июня, скорее всего, новостей ждать не стоит. В прошлый раз, когда мы выпускали «Атом», у нас получился большой разброс: сначала мы выпустили мобильную версию, потом Switch, а относительно недавно, несколько месяцев назад, выпустили и на Xbox и PlayStation. Сейчас мы хотим как-то более концентрированно к этому подойти, но это потребует больше времени.
Планируете ли заниматься следующим «Атомом»? Есть идеи. У нас накопилась большая усталость от «Атома», и мы думали, что нам стоит попробовать сделать игру про что-то другое. Это тоже будет RPG. Раз мы неплохо справляемся с RPG, надо, наверное, продолжать. Есть исключительно идеи, и идеи довольно разные. У нас есть много городов, которые мы заявили в «Атоме» и «Трудограде» и которые пока есть на уровне лора. У нас есть большие участки Советского Союза. Что случилось в Сибири, на Дальнем Востоке? Где Москва вообще? Вот такие вещи. Мыслей много, но пока что рано об этом говорить. А чисто тематически, если первая игра была в степи, вторая игра — в заснеженном Трудограде, где бы была третья игра? Мне кажется, ответ напрашивается сам собой. Это, наверное, должна быть пустынная часть страны. И даже если действие будет происходить в пустыне, то, может быть, раньше на месте пустыни был, допустим, Байкал. Учитывая, что была ядерная война, планета могла поменяться довольно сильно. Но это просто мысли вслух. А как оно будет на самом деле, пока говорить рано. Известен ли финал сюжета «Атома»? «Трудоград» закончился открытой кульминацией, но известно ли, чем всё закончится вообще? Вы это запланировали? Мы запланировали, но планы могут поменяться. И тут вопрос даже не в том, какую концовку мы придумали, а какую концовку считать истинной? И нужно ли какую-то концовку считать истинной? Мы стараемся исходить из того, что каждая концовка так или иначе имеет право на существование. Поэтому посмотрим, что будет дальше. Если вы будете заниматься какой-то новой RPG, не «Атомом», какой бы была эта игра? И в каком сеттинге: фэнтези, футуризм или что-то иное? Я бы сказал, что у нас в команде сильно отличаются мнения по этому поводу. Конечно, делать феечек, магию и всё такое мы не будем. Но придумать и реализовать тёмный, сложный мир, где, возможно, будет ужасная магия, проклятые боги, прокажённые люди, и всё это близко к Средневековью… Вполне может быть. А может быть и что-то другое. У нас мнения отличаются даже о том, стоит ли делать 3D-изометрию, как в «Атоме» и «Трудограде», или сделать с видом от третьего лица. Возможно, стоит придумать режим, при котором вид переключается по желанию игрока. Но пока нет общей концепции того, что бы мы хотели сделать. Рассматриваются ли варианты вроде XCOM 2? Тактические игры? Я бы не сказал, что мы рассматриваем тактические игры как пример, но мы рассматриваем возможность довольно сильно переработать боёвку. Изначально, когда мы делали «Атом», мы сделали её максимально простой. И такой она и осталась в «Трудограде». Конечно, там много наворотов. Но мы будем с ней что-то делать. Но я сомневаюсь, что я, как геймдизайнер, стану активно пытаться копировать у XCOM или кого-то ещё. И когда речь заходит не про партийную, а просто классическую RPG, нужно аккуратно подходить к тому, чтобы добавлять тактические элементы. И поэтому нас ждёт большая работа в этом направлении.
Насколько важна боевая система в RPG? Например, в Disco Elysium почти нет сражений, в основном диалоги… И занялись бы вы такой игрой, будь такая возможность? По-моему, Disco Elysium — это хорошая игра, но это игра-нонсенс. Допустим, недавно, вслед за нами буквально, вышла Gamedec. Она мне лично понравилась больше, чем Disco Elysium. И по механикам почти точно такая же: никаких боев, только диалоги. Но она не привлекла никакого внимания сообщества. Она получала награды, но игрокам она не интересна. Поэтому мне кажется, что переводить всё в диалоги… Для кого-то это прикольно и интересно. Но если мы говорим про стабильный интерес, вряд ли он возможен к такого плана играм. Потому что не все любят читать. В Disco Elysium это сработало. Там тоже большие диалоги, плюс там свой лор, который местами довольно сложен для восприятия. Но ребята молодцы. Им повезло. Игра хорошая, плюс немного везения, плюс немного внимания. Вот и результат. В их случае это сработало. А в случае Gamedec не сработало. При этом разработка Disco Elysium шла довольно тяжело. Я бы сказал, что в принципе разрабатывать игры тяжело. Особенно когда тебя никто не знает, когда ты инди. Инди не имеет большого уважения, к сожалению. И понятно, почему. Когда одни инди делают RPG на 60 часов, другие инди выпускают какие-то поделки и пытаются продать их по той же стоимости. Естественно, сложно перелопачивать всё это, чтобы найти достойные проекты, которых на самом деле довольно много. Я общаюсь с большим количеством ещё более мелких, чем Atom Team, разработчиков, и большое количество игроков, когда находят игры этих ребят, удивляются: «а что, так можно было? Клёвая игра, но про неё никто не знает!» Как считаете, после выпуска многих разочаровывающих AAA-релизов отношение к инди поменяется? Нет, не поменяется. Как-то я общался со знакомыми, и один привёл клёвый пример. Что разделение на категории в разработке – это как феодальные сословия. Если ты простолюдин, то даже если ты лучший из простолюдинов, ты всё равно простолюдин. На тебя будут обращать внимание, да, но не больше, чем на камень на дороге. Но если ты самый плохой дворянин, то ты скотина, но всё равно дворянин и стоишь на 33 головы выше. И вот с инди и AAA или теми, у кого есть деньги, это, к сожалению, работает именно так. Вы же не будете говорить, что Owlcat (разработчики Pathfinder: Kingmaker и Pathfinder: Wrath of the Righteous — прим. ред.), например, – это инди?
Pathfinder: Wrath of the Righteous «Инди» – довольно растяжимое понятие. В целом инди – это про независимость. От издателя и тех, кто диктует тебе правила игры. Мы, я считаю, плоть от плоти инди. Потому что у нас до сих пор нет издателя. Единственные, кто нам диктует правила игры, — это наши игроки. Мы их слушаем, мы на них молимся. Мы с ними максимально бережны и обходительны всегда. Потому что мы считаем, что репутация в данном случае играет большую роль. Но я прекрасно понимаю, что если завтра большая студия решит сделать что-то аналогичное нашей игре, у неё будет больше внимания, в том числе и от прессы. Вы ведь в СМИ тоже не всегда обращаете внимание на инди-разработчиков. Если игра большая, они в маркетинг вкладываются. Как минимум игровые СМИ в известность ставят. И вот это очень тонкая грань. С одной стороны, ты хочешь быть инди-разработчиком и не идти к кому-то на поклон. Но и есть тебе тоже хочется. Тебе хочется и дальше заниматься своими играми, но тебе нужны деньги, чтобы ими заниматься. Мы нашли решение. К сожалению, многие находят такое решение, чтобы идти к издателям. И хорошо, если им повезло, а издатель хороший вроде tinyBuild. Но есть и другие типы издателей, к сожалению. Поступали ли вам предложения от издателей? Поступали предложения, но мы от них отказываемся. Просто потому, что собственная независимость сейчас нам сильно важнее, чем какие-то блага, которые могут на нас свалиться. Это вообще довольно интересная вещь. Когда мы начинали делать «Атом», мы не искали издателя, но рынок мы мониторили. И все издатели, к которым мы обращались и предлагали посмотреть на игру, говорили нам: «вы умрете, мы встретим вас потом на теплотрассе, до встречи именно там». Но как только «Атом» вышел в ранний доступ, мнение начало меняться. А потом вышел в релиз и хорошо себя показал. На этапе подготовки к «Трудограду» у нас уже было большое количество предложений, причем от тех же самых людей, которые говорили про теплотрассу. И это забавно, если честно. Да и не забавно тоже. Для издателя это риски, взлетит или не взлетит. Но и работа с издателем — это тоже большой риск. Ведь издатель тебе может дать и денег, и ресурсов, людей найти и всякое другое. Но при этом мне кажется, что почти любой издатель, вкладывая деньги, будет смотреть на тебя очень внимательно, с прищуром. Если ты будешь пытаться придумать что-то такое, чего не было в изначальном плане, окажется, что цепь на самом деле не такая длинная, как ты думал. Но я надеюсь, что это касается не всех издателей. Потому что у меня есть много знакомых инди-разработчиков, которые работают с издателями. Они не получают каких-то баснословных денег, просто имеют возможность делать то, о чем изначально договорились. И пока что для них это выглядит неплохо. Хотя были случаи, когда выглядело очень плохо.
При разработке «Трудограда» была ли какая-нибудь механика или фича, которая была вырезана? И вы жалеете, что она не попала в финальный релиз? Было много идей, в том числе проработанных до состояния концепта. Что-то осталось концептом, что-то даже начинали реализовывать, но не довели до ума. Лично мне нравилась переработка стелса, потому что мы планировали сделать нечто подобное тому, что в итоге появилось в Desperados, например. Также у нас в «Трудограде» есть рация, и взаимодействие с рацией происходит исключительно через диалоги. Но была большая идея, чтобы добавить элемент радиоигры: шифры, перехват сообщений, и чтобы игрок самостоятельно занимался расшифровкой. Но мы решили, что сильно усложнять не стоит. Так что сейчас этой механики нет, но в будущем, возможно, она появится. Как иностранная аудитория восприняла «Атом» и «Трудоград»? Как восприняли иностранные игроки, которым не так близка наша культура? Мнения совершенно разные. От полного непонимания, несмотря на нашу адаптацию, чтобы совсем не было пропасти между культурами. Но в целом довольно интересно игрокам из-за рубежа воспринимать наше прочтение альтернативной истории. При этом бывают мнения от максимально стебных до нечеловеческого анализа, что ATOM RPG – это продукт, сравнимый с трудами Достоевского. Что это голос поколения. В общем, много интересного по этому поводу было. Но в целом игрокам нравится. При этом я бы не сказал, что эта игра так уж сильно направлена на Россию и СНГ. Но в «Атоме» основная часть отсылок — к нашим фильмам и культуре. Было ли сложно иностранцам её понять? Мне кажется, каждый понял то, что хотел. Для кого-то Советский Союз — это лишь декорация. Кто-то пытался понять, что же автор хочет сказать. Другое дело, что автор ничего не хотел сказать. Автор хотел рассказать свою историю без попытки воздействия на людей. Мы не продвигали русскоязычную культуру, мы просто делали то, что нам нравилось.
Как вы относитесь к NFT, блокчейну и токенам? Насколько это уместно в играх? Мы дискутировали по этому поводу внутри студии — в разрезе того, как это повлияет на рынок и дальнейшую разработку игр. И мнения разделились. Я сам считаю, что независимо от того, будет ли NFT-мания во всём геймдеве или нет, если ты продолжишь делать хорошие классические игры, ты найдешь свой уголок. Пусть там будет темно и даже мокро, но найдутся люди, которые будут в тебя играть и тобой интересоваться. Некоторые в студии считают, что за этим будущее. И нужно вписываться в историю с NFT и блокчейном. Но практика показывает: создатели S.T.A.L.K.E.R. 2 это озвучили — их заплевали, Team17 это озвучила — их тоже заплевали… Но я понимаю, что эта маленькая форточка Овертона однажды станет большим окном, через которое хлынет эта штука, и ты уже никогда не спрячешься от этого. И это станет реальностью. Пусть не в этом году, но через год или два. Я отношусь к этому нейтрально. Но я хочу вот что вспомнить. Есть такая MMO RPG, называется Entropia Universe. И существующие в игре объекты продавались за реальные деньги. И этой игре лет 15, наверное. Поэтому тут, возможно, такая история, что пока люди стоят на стенах замках и кричат, что враги подошли, враги на самом деле уже давно в замке. Просто мало кто про это знает и помнит. Как вам сама идея, что игрок может зарабатывать деньги в игре? И какие вы видите в этом подводные камни? Для меня лично главный подводный камень – это то, что игры сделаны для развлечения. Я всё время играл в World of Warcraft. И я играл в неё, потому что был интересен мир, было интересно общаться с людьми. Но при этом я видел, что у многих людей есть боты, которые просто майнят местную валюту, а потом её продают. Тогда это был осознанный выбор людей, они выбрали такой путь к обогащению, это их дело, почему нет? Но если сейчас история с криптовалютой внутри игр станет повсеместной, мне кажется, это будет сильный перебор. Если люди заходят в игру, чтобы просто получить удовольствие, не нужно заставлять их ещё и работать. Я ещё играл в Star Wars: The Old Republic, и я ушёл из неё, когда там появились ежедневные и еженедельные квесты. Потому что я играю ради интереса, а не чтобы в ней работать. Мне кажется, такое отношение, когда чем больше ты играешь и чем больше делаешь каких-то примитивных действий, тем больше ты получишь криптовалюты… Мне кажется, вряд ли криптовалюту встроят в игру вроде «Ведьмака». Нужна мультиплеерная игра. Именно. А мультиплеерные игры не делаются для интереса, их создают для извлечения прибыли. В них почти всегда скудные механики. Они могут выглядеть максимально красиво, но репетативность геймплея там просто невероятная. И корейские гриндилки из 2000-х заплачут, когда увидят, как много людям нужно сделать, чтобы получить полдоллара. Поэтому я считаю, что деньги в данном случае сами по себе зло. И ничего хорошего от этого точно не будет. Игры для развлечений! Раньше все переживали насчет DLC. Потом появились микротранзакции. Сейчас — метавселенные и всё остальное… И многие переживают, что сама игра пропадёт. В этом смысле останутся инди. Потому что у нас вряд ли будут деньги, чтобы внедрять в игры подобные вещи, но при этом у нас будут истории, которые мы захотим рассказать. У нас будут свежие идеи, которые мы захотим показать игрокам. А вот играть в нас или выбрать очередную бесплатную экшен-игру с донатом и NFT, это уже вопрос к игрокам. Если они это выберут и будут выбирать дальше, то инди-игры постепенно вымрут. Но кто будет в этом виноват? Уж точно не инди-разработчики.
The Life and Suffering of Sir Brante Какие игры в 2021 году понравились больше всего? Я вообще не уверен, что в 2021 году играл в игры… Я могу сказать, что играл в The Life and Suffering of Sir Brante. Причем самое интересное, что её разработали ребята из Томска, откуда я сам. Обычная небольшая инди-студия, которая сделала очень крутую текстовую игру. Она мне запомнилась очень сильно. Black Book? Да, но в неё я играл уже в этом году. Чем она понравилась? Очень клёвые истории и подход к игровому процессу. Сложно выделить один момент. Я давно заметил, что если на территории СНГ выходят игры, они либо со всех сторон хороши, даже если это не великие игры, либо это лютый провал и треш. Игры, у которых что-то одно потрясающее, а остальное плохое, я вспомнить не могу. И Black Book — это крепкая, клёвая игра, которая со всех сторон хороша, на мой взгляд.
Black Book Насколько тяжело было бы отечественным разработчикам, даже при поддержке государства, инвестирующем в патриотические проекты, сделать игру в славянском сеттинге, чтобы стать популярными за рубежом? Я не уверен, что это тяжело. Потому что игроки ежедневно видят выдуманные вселенные, и многие вселенные проработаны настолько хорошо, что есть свой качественный лор, свои персонажи, свои уникальные названия… И игроки их воспринимают нормально. Тогда с чего бы им плохо воспринимать реально существующую культуру? Мне кажется, если игра будет хорошая, не так важно, в каком сеттинге она сделана. Сможем ли мы сделать такую большую игру при текущем состоянии индустрии в стране? Пусть даже и не уровня «Ведьмака 3». Смотря к кому вопрос. Например, Mundfish делает Atomic Heart. И я очень надеюсь, что у них всё получится. И им, конечно, тоже пишут «русский BioShock»… В общем, вопрос в бюджетах. Потому что талантливые люди есть, это правда. Для качественной игры прежде всего нужна качественная идея. А людей, которые могут придумать идеи, из тех же инди-разработчиков довольно много. Тот же ATOM RPG — когда он начинался, ещё до меня, он был другой игрой. Я даже не помню, какой там сюжет был, но какой-то максимально бредовый. Если бы такой сюжет вышел в релиз, нас бы сразу причислили к списку игр вроде «Мести боксёра». Все про неё знают, но держатся подальше. В итоге мы нашли сценаристов, которые справились со своей работой выше всяких похвал. Кадры есть. И явно сейчас можно набрать людей, чтобы сделать качественную игру, но стоит вопрос финансирования. И мне кажется, что студиям, если они хотят продвигать идею какую-то…. Хотя мне кажется, что продвигать идеи через игры — это совсем уж отвратительная вещь. Рассказывай свою историю, и тебя услышат, если она хороша. А если ты пытаешься внедрить какую-то пропаганду, даже свою личную, наверное, ты потерпишь неудачу. Хотя пример Call of Duty показывает… В общем, именно это он и показывает.
Call of Duty: Black Ops Cold War Делая игры, чтобы они просто были интересными, ты получишь достаточно бюджета, чтобы продвинуть культуру. Культуру, а не идею. И мне кажется, что это естественный путь. А собирать какой-то конструкт под задачу: вот, нам срочно нужно Министерство по играм, мы соберем разработчиков и дадим им денег, чтобы они что-то сделали — это очередная история про Фонд кино. Недавно мне звонили из одной газеты, что я по этому поводу думаю, и я стал выяснять, какие проекты победили. И выяснил, что какие-то проекты победили, у них есть названия, но нет названия разработчика. В интернете они никак не ищутся. То есть какие-то проекты получили деньги от государства на совершенно непонятных условиях, чтобы продвигать патриотизм. Но где эти игры? Где эти деньги? Да и продвигать патриотизм… Если это будет происходить в масштабах государства, мне кажется, это ничем хорошим не кончится. Вот если бы государство нашло студии, которые делают хорошие проекты и хотят рассказать свои истории… Например, есть такая стратегия Syrian Warfare, сделанная российскими разработчиками. Я в неё не играл, видел ролики, и выглядит она довольно неплохо. Вот если бы такие ребята получили гранты и ресурсы, тогда почему бы и нет. А если «ну ка собирайтесь, ну ка мы вам сейчас денег дадим, ну ка делайте!» — наверное, ничего хорошего из этого не получится. То есть идея Фонда кино применительно для игр подошла бы стране с точки зрения привлечения внимания людей к индустрии? Нет, мне кажется, наоборот, не подошла бы. Я думаю, мы смотрели обзоры Евгения BadComedian на многие фильмы, которые спонсируются Фондом кино. К сожалению, они попадают к нему не потому, что это потрясающие фильмы. И где гарантия, что с играми не будет то же самое? Потому что собрать проект, который будет выглядеть как игра, довольно просто. Вот тебе Asset Store, вот Unreal, вот пять человек, которые работают за «Дошираки». И вот ты собрал что-то, что выглядит неплохо, но играться это никак не будет. Тебе как разработчику нужно верить в то, что ты делаешь. Иначе в игру никто не поверит. Тебе нужно продвигать игру, нужно работать с сообществом и вкладывать деньги в рекламу, если они есть. Но мне кажется, что вряд ли это будет осуществимо. Если в реальности эта история с разработкой на деньги государства будет работать, то это будет из разряда: мы это сделали, что-то кривое и косое, теперь мы заставим это кривое и косое поставить на все компьютеры в школы и университеты, а теперь, дети, пишите 30-страничные эссе о том, что вы узнали из этой игры.
Скучаете ли вы по старому отечественному геймдеву? Начала 2010-х или даже нулевых? Я не уверен, что смогу вспомнить многие русские игры тех времен. «Космические рейнджеры», Ex Machina, без сомнения. Если посмотреть список, то да, это я вспомню, в это играл, эту прошёл. Но чтобы прямо запомниться… Мне больше запомнились игры до этого момента, когда «Вангеры» выходили. Из тех времен. А из того времени, что в игрожуре называют золотым веком русского геймдева, с 2007 по 2009 годы… LADA Racing Club не того же времени, случайно? 2006 год. С тех пор выходили наши ответы на всё подряд, и вот это считается золотым веком российского геймдева. Если это золотой век, то я не хочу с таким геймдевом ничего общего иметь. С одной стороны, выходили клёвые проекты. С другой стороны, выходили совсем отвратительные игры. И сложно из всего этого многообразия выбрать то, что мне гарантированно нравилось бы. Мне нравились тогда Half-Life, обалденная игра, всем рекомендую, я в неё долго по сети играл, Quake III Arena, Command & Conquer: Generals примерно в то же время вышла, в Red Alert 2 мы по-прежнему по сети играли в компьютерных клубах тогда… «Герои 3». И когда ты вспоминаешь про те времена, немногие российские игры приходят в голову, к сожалению.
Что было самым тяжелым при разработке «Атома» и «Трудограда»? Может быть, какой-то момент, который заставлял ломать голову. Прямо тяжелого момента в процессе разработки не было, но было тяжело остановиться. Всегда хочется сделать больше и лучше. И это самое тяжелое – останавливать себя, заставлять больше ничего не делать, не придумывать ничего нового, не вписывать. В общем, поэтому у нас «Трудоград» и разросся. Мы очень многого не сделали и не сказали в «Атоме». А потом начали делать «Трудоград» и запихивать туда те идеи, которые в «Атом» не вошли, потому что мы заставили себя остановиться. А потом пришлось заставлять себя останавливаться в «Трудограде». Мы бы ещё туда докручивали и добавляли-добавляли-добавляли. И это бы ничем хорошим не кончилось. Мы и так игру два раза откладывали. Просто из-за того, что тут десяток фич и механик, которые нужно довести до ума, раз мы их добавили. Так что остановиться вовремя – это самое тяжелое. Какие полезные уроки были извлечены из разработки «Атомов»? И какие советы бы вы дали начинающим разработчикам, с учетом своего опыта? Я бы сказал, что есть три совета. Первый. Не делайте игру мечты первой. Вы не сможете остановиться, но и сделать её так качественно, как вы хотите, не сможете тоже. Это будет вас съедать. И в итоге это приведёт к тому, что вы перегорите. Или ещё хуже: выпустите как есть, услышите не совсем позитивные отзывы и прекратите. Или продолжите, но уже без былого огонька. Второе – вовремя себя останавливайте. Не нужно делать игру, в которой будет потрясающая графика, а музыка будет писком из системника. Выберите для себя уровень качества, который вы можете потянуть, и постарайтесь сделать всё, чтобы все аспекты игры соответствовали этому уровню. И третье – слушайте сообщество. Потому что игроки всегда подскажут клёвые идеи!